Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Гендерная принадлежность оказывает влияние на реализацию социального взаимодействия людей и становится определяющим фактором выбора множества аспектов жизненной модели личности. Гендер во многом определяет систему ценностей, выбор профессии, хобби, стиля, модели поведения в обществе.
Источником понятий «гендер», «гендерные исследования», «гендерные отношения» стал англо-американский феминизм. В гносеологическом аспекте термин «гендера» произошел от греческого слова «генос» - происхождение и схож с русским словом «род» как общность. С учетом этого, важно отметить, что, используя понятие «гендер», ученые стараются избегать исключительно биологической характеристики пола и стремятся соединить в одно понятие «мужские» и «женские» социальные связи. Анализ происхождения понятия «гендер» подтверждает, что сама проблема гендерного воспитания обусловлена развитием феминистского движения.
Человек воспринимает информацию о мире через «гендерную призму» и интерпретирует ее в окружающее пространство посредством гендерного дисплея. Процесс гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов играет важную роль не только для отдельного члена социума, но развития общества в целом. Процесс воспитания члена общества и его личностное становление также испытывает влияние гендерной принадлежности.
Таким образом, выбранная для исследования тема кажется нам актуальной, ввиду важности изучения понятия гендера и рассмотрения особенностей гендерного воспитания и проблем гендерной социализации с учетом современных реалий. Исторически именно гендер задавал определенные параметры, которым формирующаяся личность должна соответствовать, с учетом гендерных представлений, социальной роли, определяемой гендером и, в конце концов, стереотипами. В наше время гендер не является определяющим фактором развития личности, и учет этого аспекта обусловил ряд воспитательных проблем.
Целью исследования является изучение гендерных проблем, возникающих в процессе социализации детей и подростков.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
• Рассмотреть понятие гендера;
• Выявить особенности гендерного воспитания и его влияние на процесс социализации;
• Рассмотреть вопрос о гендерных стереотипах и их влияние на процесс социализации детей и подростков;
• Выявить пути решения гендерных вопросов социализации детей и подростков.
Объектом исследования являются гендерные проблемы социализации среди детей и подростков.
Предмет исследования – процесс социализации молодежи.
Гипотеза исследования: на процесс социализации влияет гендерная принадлежность формирующейся личности ребенка или подростка.
Теоретическую основу для исследования составили работы: Абаховой А.В. [1], Бочарова Н.М. [4], Жеребкина И.А. [6], Добреньков В.И., Кравченко А.И. [8], Клецина И.С. [13]
Методологическую базу исследования составили: теоретические методы, в частности, анализ психолого-педагогической литературы и научно-публицистических источников.
Практическая значимость исследования: собранный материал может стать теоретической основой для исследования в области гендерно социологии и может стать базой для детального изучения вопросов педагогической психологии в контексте работы с детьми и подростками.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие гендера
Под гендером понимается особая совокупность культурных параметров, которые характеризуют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Понятие гендер применимо не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям, возникающим между ними и к способу социального формирования этих отношений, а именно, как общество конструирует эти отношения в качестве взаимодействия полов в рамках социума. Понятие «гендер» рассматривается в качестве аналитического инструмента, чтобы понимать специфику социальных процессов.
Внедрение в науку термина «гендер» предполагало, что зримые отличия личностных критериев мужчин и женщин не обусловлены биологическими детерминантами, но объясняются особым способом социального взаимодействия, которое предполагает вовлеченность и мужчины, и женщины. Как видим, определяющими психологическими параметрами «мужского» и «женского» поведения, как правило, становятся социальные качества: групповой статус и связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), выполняемые социальные роли (материнство/отцовство), степень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и т. д., то есть личностные характеристики, которые в контексте обыденности имеют тесную связь с биологическим полом (этому сильно способствует повседневное употребление слова «пол»), появляются исключительно в рамках определенной системы социальных отношений.
Ввиду данной системы, согласно труду Жеребкиной И., Столлером была предложена категория гендера, которая будет служить для обозначения связанных с полом, но появляющихся исключительно в рамках межличностных и социальных отношений характеристик присущих личности и определяющих поведение. Именно в грамматическом термине «гендер» («родовой признак») и заложена контекстуальная, а не онтологическая сущность мужских и женских характеристик. С.И.Голод полагает, что половая специфика, а именно, половые субкультуры, определены тремя взаимообусловленными компонентами:
-природным,
-культурно-историческим (филогенетическим),
-вприжизненно социальным (онтогенетическим).
Исследователь отмечал, что несмотря на то, что культурно-исторический процесс не был в силах в корне изменить природную основу пола, он, безоговорочно, способствует «смягчению» межполовой дифференциации. На процесс формирования гендера значимое влияние оказал культурно-исторический фактор, однако его роль не столь уж и очевидна, по причине того, что требование к половой (гендерной) адекватности преходяще. Нужно определить еще один показатель исследований, а именно, внутри природного выявить психологический и биологический. Биологическая дифференциация первична, она определяет разнообразные возможности участия человека в различных видах деятельности: в том числе биологического и социального воспроизводства нового индивидуума, кроме того, трудовой деятельности с целью обеспечить себя и создать благоприятные условия существования рода. Женщинам, чьи физиологические функции - рождение ребенка, его вскармливание в первый год жизни, отведена главная роль в производстве следующего поколения. Данная женская функция ставит ограничения на возможность в активной постоянной трудовой деятельности. Мужчина, не имея подобной биологической функции, оказывается более свободным и имеет больше возможностей для реализации себя в различных сферах деятельности.
Перечисленные биологические и психологические характеристики могут по-разному проявляться в зависимости от конкретных обстоятельств. Ввиду чего социокультурная характеристика пола обусловлена не только социумом, но и биологическими и психологическими характеристиками полов. С учетом данного факта, социология гендерного воспитания предполагает исследование того, как в тех или иных исторических условиях развивались и трансформировались биопсихологические характеристики человека.
Таким образом, понятие «гендер» в социологии рассматривается как социокультурная характеристика пола, которая не остается неизменной.
1.2. Особенности гендерного воспитания и его влияние на процесс социализации личности
Под гендерным воспитанием понимается процесс, в ходе которого происходит идентификация ребенка себя с представителями соответствующего пола и понимание того, что в зависимости от половой принадлежности считается приемлемым в рамках данной культуры. Гендерная идентичность – это базовое ощущение своей отнесенности к определенному полу/гендеру, результат осознания себя мужчиной или женщиной. Гендерная идентичность предполагает акт самосознания, который описывает переживание индивидуумом себя как носителя характеристик того или иного пола, и считается одним из самых главных составляющих элементов Я-концепции.
Индивид не принимает своей гендерной идентичности автоматически при рождении, она формируется как результат в процессе многостороннего
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абахова, А. В. Гендерный подход в воспитании школьников / А. В. Абахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85070/ (дата обращения: 25.02.2023).
2. Ашвин С. Гендерная солидарность против экономических трудностей? Влияние советского наследия. //Социс. –2008. № 4.
3. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия. //Социс. –2008. № 4.
4. Бочарова, Н. М. Социальный аспект гендерного подхода в образовании / Н. М. Бочарова, С. В. Дьяконова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1167/ (дата обращения: 25.02.2023).
5. Бянкина, Е. Е. Особенности гендерного подхода в современной педагогической практике / Е. Е. Бянкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15087/ (дата обращения: 25.02.2023).
6. Введение в гендерные исследования / под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. - Ч. 1. - 708 с.; Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введение в гендерные исследования / под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - Ч. 1. - 708 с.
7. Воронцов Д.В. Социальная психология пола: Методические указания к спецкурсу «Основы гендерной психологии». – Ростов-на-Дону.: РГУ, 2007.
8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: гендер, семья, родство//том 10. Москва, 2009.
9. Дьячкова, Н. А. Гендерный подход в обучении школьников / Н. А. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13998/ (дата обращения: 25.02.2023).
10. Захарова, И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка / И. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3088/ (дата обращения: 25.02.2023).
11. Мальцева И.О., Рощин С. Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
12. Кашкарева, Л. М. Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни / Л. М. Кашкарева, Н. А. Шинкарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 461-464. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35544/ (дата обращения: 25.02.2023).
13. Клёцина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.
14. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004
15. Коваленко, А. П. Организация работы по гендерному воспитанию дошкольников (формирование качеств женственности у девочек среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы) / А. П. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 367-368. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86930/ (дата обращения: 25.02.2023).
16. Костюк В.В. Феминистская методология //Социология: Энциклопедия. Минск, 2008.
17. Пестерева, Е. Б. Понимание гендерных стереотипов в педагогике / Е. Б. Пестерева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4580/ (дата обращения: 25.02.2023).
18. Резник С. Д. Гендерные особенности карьерного роста: женщины в менеджменте / С. Д. Резник, С. Н. Макарова; С. Д. Резник, С. Н. Макарова // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2008.
19. Фомин В.Н. Социология молодежи: учебное пособие. – Белгород: Изд-во БГТУ имени В.Б. Шухова, 2008.